Главная
Характеристики Иерусалимского камня
Добыча Иерусалимского камня
Цветовая гамма Иерусалимского камня
Типы обработки Иерусалимского камня
Античная коллекция
Изделия из камня
Галерея
История в камне
Иерусалим
Стена Плача
Храм Гроба Господнего
Церковь св. Марии Магдалины в Гефсимании в Иерусалиме
Мечеть Эль-Акса
Полезно знать
Контакты

История в камне

Стена Плача

(Западная стена Храма, Котель Маарави)

Рассказывают, что после кровавых арабских волнений тридцать шестого года англичане ограничили доступ евреев к Стене плача. И тогда Главный раввин Израиля Ицхак Герцог встретился с представителем британских властей, чтобы добиться изменения решения. Можно представить, что испытывал раввин во время разговора, если слова его вдруг прервались слезами. «Почему вы плачете, ведь это всего лишь камни?» - искренне удивился англичанин. Ему не дано было понять еврейское сердце, проникнуть в глубину нашей памяти и чувств. Эти камни связаны с нами своей судьбой. Их каменную плоть растопили наши слезы. Они вобрали в себя тепло прикасавшихся к ним рук. Наша мольба и наши голоса разбудили их слух. Они несут частицу нашей души и потому остаются для нас живыми. И невольно подумалось: они, эти камни, стали символом нашего возвращения. Его не раз предсказывали пророки. Их слова вселяли в нас надежду и поддерживали во времена самых тяжелых испытаний. Но, стоя на раскопках у Западной стены, я вновь и вновь вспоминала слова царя Шломо, которому было дано возвести Храм, предсказать его разрушение и пророческим взором увидеть собирание рассеянных. Разве не об этом его слова из «Когелета» (в русской традиции – «Екклесиаст»): «Время скорбеть и время плясать, время разбрасывать камни и время собирать камни»?

Лея Алон

 

Гигантские камни, удлиненные квадратные массы уложенные ровными рядами один над другим уходят вверх. Вблизи приходится задирать голову, чтобы увидеть уходящие ввысь мощные каменные ряды. Они выщерблены ветрами, дождями, тысячелетиями. Внизу – отшлифованы миллионами прикосновений, поцелуями, тысячами записок и записочек вложенных, всунутых, ввинченных желанием оставить их в Стене, во всех щелях и щелочках каменных глыб. И кажется, что эти щели и щелочки, полоски и ямочки вымыты миллионами ручейков пролитых здесь слез...

Впечатление грандиозности и незыблемости не могут нарушить ни странные кусты, выросшие прямо в щелях между глыбами, ни одинокие голуби устроившиеся в расщелинах повыше...

Вечная Стена. Котель...

Все слышали о Стене Плача, но лишь немногие знают, что и почему здесь оплакивают, и мало кто понимают, почему этот кусок обыкновенной старой стены вызывает такие эмоции... Когда-то на Храмовой горе, над Иерусалимом, высилось колоссальное сооружение – Великий храм, его называли одним из семи чудес древнего мира: «перед прокуратором развернулся весь ненавистный ему Ершалаим с висячими мостами, крепостями и – самое главное – с не поддающейся никакому описанию глыбой мрамора с золотою драконовой чешуею вместо крыши – храмом Ершалаимским...» (М. Булгаков, «Мастер и Маргарита»). Первый храм разрушили вавилоняне. Второй, о котором упоминает Булгаков, – сиявший великолепием при царе Ироде, где Калигула велел установить свое скульптурное изображение, – в 70 г. н. э. уничтожили римляне. Все, что осталось от второго храма, величайшей святыни иудеев, – небольшой участок западной стены высотой в 15 метров. Этот самый осколок стены и есть Стена Плача. По традиции иудаизма, храм не может быть воздвигнут вновь до тех пор, пока не придет Мессия. Молящиеся у стены льют слезы скорби о разрушенном храме и молят о приходе нового Мессии. По поверью, мольбы и просьбы, вознесенные у Стены, непременно будут услышаны. Поэтому люди со всего мира оставляют в расщелинах между камней записки со своими молитвами.

Земля Израиля – самая святая часть земного шара. Иерусалим – самый святой город мира и Израиля. Храмовая гора – самое святое место на земле.

Стена плача – это все тот же Иерусалимский камень.